|
СЕЗАНН ПольСezanne Paul(1839-1906) |
Список художников
Галерея Поля Сезанна
СЕЗАНН Поль (1839-1906) - французский живописец, один из крупнейших представителей
постимпрессионизма.
Учился в Экс-ан-Провансе в Муниципальной школе рисования (1858-1860), посещал
академию Сюиса в Париже.
Ранний период творчества П. Сезанна принято условно называть романтическим или
барочным (I860-1872). В эти годы художник получает первые уроки живописи сначала
у Ж.Жибера в Школе изящных искусств при музее своего родного города Экса, а затем
самостоятельно работает в Париже, где посещает академию Сюиса. В кафе Гербуа встречается
со своими сверстниками: К.Моне,
К.Писсарро, О.Ренуаром,
А.Гийоменом. Живопись П.Сезанна тех лет резко отличается от всего того, чем
занимались его единомышленники. Так, в отличие от К.Моне, интерес которого был
полностью сосредоточен на непосредственном зрительном восприятии природы, П.Сезанн
создает свой фантастический мир и пытается выразить в нем всю гамму человеческих
страстей.
|
Поль Сезанн. Похищение. 1867
Холст, масло, 89.5x115.5, Фитцвильям музей, Кэмбридж (156KB) |
Живя с постоянным ощущением сложности окружающего мира, П.Сезанн не мог оставаться
в рамках простой созерцательности и правдивого отображения увиденного. Он всегда
стремился акцентировать внимание зрителя на том, что для него было главным в картине.
С этой целью он деформировал фигуры, создавал
композиции с неустойчивым равновесием, использовал насыщенные темные краски,
положенные большими массами ("В комнатах", 1860-е гг., ГМИИ, Москва). К концу
1860-х гг. живописная манера П.Сезанна меняется в сторону большей сдержанности и
строгости композиции ("Девушка у пианино", или "Увертюра к "Тангейзеру", 1867-1869,
Эрмитаж, Санкт-Петербург).
|
Поль Сезанн. Девушка у пианино (Увертюра к "Тангейзеру"). ок. 1868
Холст, масло, 57.8x92.5, Эрмитаж, Санкт-Петербург (173KB) |
Для импрессионистического периода (1872-1879) характерны приближенная к реальной
жизни интерпретация образов, тонкая передача
световоздушной среды и более светлая цветовая
гамма. Основным жанром для Сезанна становится
пейзаж, а единственным объектом наблюдения -
природа. В 1872-1873 гг. он работает в Овере, затем в Понтуазе, где сближается с
К.Писсарро. Очень часто художники работают над одним и тем же мотивом, используя
при этом разные выразительные средства ("Дорога в Понтуазе", ок. 1876, ГМИИ, Москва).
В Овере Сезанн начинает писать натюрморты
с цветами, что помогает ему острее почувствовать окружающую его природу. Работая
над натюрмортами, он вырабатывает свою неповторимую цветовую гамму: сочетание
сизо-голубого и оранжево-желтого тонов ("Букет цветов в вазе", 1873-1875, Эрмитаж,
Санкт-Петербург).
|
Поль Сезанн. Букет цветов в голубой вазе. 1873-75
Холст, масло, 55.2x46, Эрмитаж, Санкт-Петербург (173KB) |
Так называемый конструктивный период творчества П.Сезанна (1879-1888) совпадает с
вершиной его мастерства и отличается гармоничным сочетанием массивных форм и строгой
композиции ("Фрукты", 1879-1882, Эрмитаж, Санкт-Петербург). Изображению нестойких
мимолетных явлений природы, что с таким мастерством делали импрессионисты, препятствовала
материально-конструктивная основа восприятия мира, свойственная П.Сезанну. Поэтому
в этот период, когда он в совершенстве овладел передачей световоздушной среды,
художник усиливает структурно-предметные элементы своих композиций ("Пьеро и Арлекин",
1888, ГМИИ, Москва; "Мост на Марне в Крейтеле", 1888, ГМИИ, Москва).
|
Поль Сезанн. Мост через Марну в Кретее (Берега Марны). 1888-94
Холст, масло, 71x90, ГМИИ им. А.С.Пушкина, Москва (172KB) |
В синтетический период (1888-1899) П.Сезанн создает цельный, устойчиво-подвижный
образ природы. Гибкие и пластичные мазки мастера
одновременно создают форму и намечают пространство, они словно цепляются друг за
друга, формируя единую, неразрывную структуру полотна. Человеческие фигуры не
противостоят пейзажному фону, они так же, как окружающая их растительность, пронизаны
светом и воздухом ("Купальщики", 1890-1892, Музей Орсэ, Париж). Художник очень часто
обращается к теме купания, воплощая в ней свой идеал свободного человека, живущего
в гармонии с природой. С воспоминаниями о счастливой юности связан у П.Сезанна образ
высокой сосны, отбрасывающей благодатную тень. Перенося этот образ на холст, художник
стремился решить проблему слияния предмета с окружающим его пространством и выразить
ощущение меняющегося и в то же время вечно существующего мира природы ("Большая сосна
близ Экса", 1890, Эрмитаж, Санкт-Петербург). Этот интерес к соотношению изменяющегося
и постоянного наиболее ярко отразился в его поздних натюрмортах ("Натюрморт с
драпировкой", 1898-1899, Эрмитаж, Санкт-Петербург). Портретные композиции П.Сезанна
лишены психологической, социальной и индивидуальной характеристик, но люди,
представленные на них, всегда значимы, а порой даже монументальны ("Курильщик",
1890-1896, Эрмитаж, Санкт-Петербург; "Дама в голубом", ок. 1899, Эрмитаж, Санкт-Петербург).
|
Поль Сезанн. Курильщик. 1890-92
Холст, масло, 92.5x73.5, Эрмитаж, Санкт-Петербург (141KB) |
1900-е гг. отмечены появлением так называемой спонтанной живописи в его творчестве:
композиция картины не продумывается заранее, она возникает как бы сама по себе в
процессе работы. Мужественно-суровая палитра художника начинает приобретать лирические
оттенки ("Голубой пейзаж", 1900-е, Эрмитаж, Санкт-Петербург).
|
Поль Сезанн. Изгиб лесной дороги. 1902-06
Холст, масло, 81.3x64.8, Коллекция д-ра Руф Бэквин (168KB) |
Все чаще на его полотнах появляется изображение горы св. Виктории как символа величия
и неделимости вселенной ("Гора св. Виктории, 1900, Эрмитаж, Санкт-Петербург).
|
Поль Сезанн. Гора св. Виктории. 1897-98
Холст, масло, 81x100.5, Эрмитаж, Санкт-Петербург (168KB) |
Литература:
Воллар А. Сезанн. Пер. с франц. Л., 1934.
Перрюшо А. Сезанн. Пер. с франц. М., 1966.
Поль Сезанн. Переписка. Воспоминания современников. Пер. с франц. М., 1972.
Поль Сезанн. Л., 1975.
по материалам книги
"Энциклопедия импрессионизма и постимпрессионизма"
Составитель Т.Г.Петровец
Издательство "ОЛМА-ПРЕСС", 2001. ISBN 5-224-01004-7
Список художников
Галерея Поля Сезанна