КОРО Жан-Батист-Камиль

(1796-1875)

  • Список художников
  • Галерея Камиля Коро

  • Виднейший французский живописец, рисовальщик, мастер портрета и пейзажа, один из предшественников импрессионизма.

    Родился в семье владельца ателье мод. Учился у художников-академистов А.Мишалона и В.Бертена. Посетил Италию, Великобританию, Голландию, Бельгию, Швейцарию. Становление художественного метода происходило в основном в результате непосредственных наблюдений за природой, а также под влиянием достижений передовых художников (выставка Дж. Констебла в Париже в 1824 г.).

    Большое значение для молодого художника имела поездка в Италию (1825), где под впечатлением залитых солнцем ландшафтов он отказывается от исторических пейзажей в духе своих учителей-классицистов в пользу более реального воспроизведения природы (этюды "Вид на Форум", 1826, Лувр, Париж; "Вид Колизея", 1826, Лувр, Париж). Новый подход к изображаемой действительности позволил К.Коро не только точно запечатлеть вид зданий, но и передать окутывающую их световоздушную среду. Интерес художника к материальной стороне окружающего мира явился шагом вперед на пути к созданию реалистического пейзажа, расцвет которого наблюдается в творчестве художников барбизонской школы.

    Вид на Форум от садов Фарнез. 1826
    Бумага на холсте, масло. Лувр, Париж. (118KB)


    Новаторство К.Коро особенно ярко проявилось в его летних, наполненных светом и воздухом этюдах, отражающих разное состояние природы. Их основные мотивы - городские виды, архитектурные памятники, итальянские города ("Шартрский собор", 1830, Лувр, Париж; "Утро в Венеции", ок. 1834, ГМИИ, Москва).

    Утро в Венеции. 1834
    Холст, масло. 27.5х40, ГМИИ им. А.Пушкина, Москва. (160KB)


    В 1850-1860-е гг. изображение природы на пейзажах Коро приобретает более обыденный характер, но интерес художника к изменениям ее состояний возрастает.

    Одним из средств передачи лирического содержания пейзажа становится световоздушная среда. Меняющееся в зависимости от времени суток освещение, окутывающее ветви деревьев, легкая туманная дымка размывают контуры, придавая предметам призрачную невесомость.

    Коро постепенно отходит от темной живописи, используя более светлую палитру и систему валёров - различных по светосиле "пятен" одного цвета. Невероятно широкий диапазон валёров включает в себя до двадцати градаций одного и того же тона. Особое настроение и определенный ритм пейзажу придают соотношение темных и светлых "пятен", композиционное расположение деревьев и ветвей, расстояние между ними и различный наклон стволов ("Колокольня в Аржантёе", 1858-1860, ГМИИ, Москва; "Бурная погода. Берег Па-де-Кале", ГМИИ, Москва; "Воз сена", 1860-е, ГМИИ, Москва; "Вечер", 1860, ГМИИ, Москва; "Порыв ветра", несколько вариантов, созданных в середине 1860-х- начале 1870-х гг.).

    Вечер.
    Холст, масло. 46х37, ГМИИ им. А.Пушкина, Москва. (118KB)


    Особым очарованием наполнены фигурные композиции К.Коро. В ранних работах, отличающихся пластичностью и материальностью, человеческие фигуры в некоторой степени противопоставлены окружающей среде ("Жница с серпом", 1838, частное собрание).

    В поздних же работах, наоборот, достигается полное свето-цветовое единство природы и человека ("Семья жнеца", ок. 1857; "Мастерская художника", 1865-1870 - обе в Лувре, Париж). Так же, как пейзажам, фигурным композициям Коро почти всегда присуще свое определенное настроение ("Прерванное чтение", ок. 1870, Художественный институт, Чикаго; "Эмма Добиньи в греческом костюме", 1868-1870, Метрополитен-музей, Нью-Йорк).

    Прерванное чтение. 1870
    Холст на доске, масло. Институт искусств, Чикаго. (95KB)


    К. Коро оказал большое влияние на творчество импрессионистов своей великолепной передачей световоздушнои среды, богатством колорита и созерцательностью, выработанными упорной работой на пленэре, а также стремлением передать впечатление от пейзажа в целом.

    по материалам книги "Энциклопедия импрессионизма и постимпрессионизма"
    Составитель Т.Г.Петровец
    Издательство "ОЛМА-ПРЕСС", 2001. ISBN 5-224-01004-7

  • Список художников
  • Галерея Камиля Коро



  • E-mail