Предлагаемая вашему вниманию виртуальная выставка создана по мотивам проходившей в
Третьяковской галерее (Крымский вал) с 29 мая по 27 июля 2003 года выставке "Пути
русского импрессионизма. К 100-летию Союза русских художников". Именно "по мотивам",
так как огромное количество картин, представленных на выставке, очень трудно уложить
в рамки виртуальной выставки. Поэтому основной проблемой при подготовке выставки являлся
отбор картин. Поскольку я постеснялся попросить картины с выставки для пересъемки ;-),
мне пришлось воспользоваться альбомом с одноименным названием, выпущенным специально к
этой выставке. Сам альбом с достаточно большим количеством репродукций, несомненно,
высокого качества тем не мене всего лишь альбом, который я бы назвал "анонсом" выставки.
Во-первых, альбом содержит репродукции далеко не всех картин, представленных на выставке
(приблизительно две третьих), а, во-вторых, альбом содержит несколько репродукций, которых,
напротив, не было на выставке. Причем, картин весьма на мой взгляд интересных. Например,
"Костер в лесу" Константина Коровина, "Деревья в цвету" Александра Герасимова в альбоме
присутствуют, а на выставке я их не видел, хотя специально искал.
Еще одно замечание. В названии выставки, несомненно, более значима вторая часть. Ибо
выставка не может претендовать на всеобъемлющее отражение такого явления, как "Русский
импрессионизм". 9 картин Коровина, конечно, не могут отобразить все разнообразие творчество
"основного" русского импрессиониста. Тем более при отсутствии его основных серий "парижских",
"крымской", "скандинавской", и.т.д. Одна - две работы Валентина Серова, Игоря Грабаря,
Кузьмы Петрова-Водкина, Михаила Ларионова, Виктора Борисова-Мусатова, Николая Сапунова
и других ярчайших представителей русского импрессионизма также не могут даже частично
раскрыть эту тему. "Бубновый валет" с его фовизмом и сезаннизмом, В.Кандинский, А.Явленский
и т.д. и т.п. - это все пути развития русского импрессионизма, которым на выставке не было
места.
Справедливости ради надо сказать, что в рамках одной выставки, наверное, и невозможно
раскрыть явление русского импрессионизма. Ради интереса предлагаю "посетителям" этой
виртуальной выставки поразмышлять на тему, сколько бы картин они взяли для выставки
"Пути импрессионизма" в классическом понятии. Напомню основные персоналии: Барбизонцы,
К.Коро, Э.Буден, И.Йонгкинд, Э.Мане, К.Моне, Э.Дега, О.Ренуар, К.Писсарро, А.Сислей,
А.Гийомен, Ф.Базиль, Г.Кайботт, Б.Моризо, М.Кассат, Д.Сарджент, Ж. Сера, П.Синьяк,
П.Гоген, В. Ван Гог, А.Тулуз-Лотрек, П.Сезанн, А.Марке, П.Боннар, М.Вламинк, Э.Вюйар,
А.Дерен, А Модильяни, А. Матисс, А.Руссо и др.
Тем не менее выставка была, несомненно, очень интересной и содержала большое количество
интересных картин, часть из которых я предлагаю вашему вниманию.
Итак, добро пожаловать на выставку, которая размещается в двух залах (виртуальных,
разумеется). Первый зал посвящен импрессионизму в творчестве членов Союза русских
художников, а второй импрессионизму в творчестве советских художников. Сама выставка,
правда, такого четкого разделения не имела. В первом зале вы увидите в основном картины
из собрания Государственной Третьяковской галереи, а во втором из собрания Музея русского
искусства (TMORA -- The Museum of Russian Art).
Зал 1. Союз русских художников.
Зал 2. Русский импрессионизм в советской действительности.
![]() |