Русский импрессионизм в советской действительности



В этом зале представлены 15 работ художников, работавших в советский период, чья манера живописи блиска к импрессионистической. Как и в первой части экспозиции "Союз русских художников", во второй части "Русский импрессионизм в советской действительности" представлены далеко не все работы, экспонировавшиеся на выставке. Эти работы даже не способны отразить все течения, существующие в "советском" импрессионизме за его 73-х летнюю историю. Но тем не менее, я постарался представить наиболее (на мой взгляд) интересные работы.

В рамках советского мышления, на протяжении семи десятилетий определявшего судьбы культуры в нашей стране, задаваться вопросом о жизни традиций русского импрессионизма было бы занятием в большой мере сомнительным. Хотя, на первый взгляд, почему? Какую опасность для власти могла представлять живопись Архипова, Грабаря, Юона, Сергея Герасимова, Стожарова или молодых братьев Ткачевых? Ведь среди разного рода начинаний, манифестаций искусства XX века импрессионизм выглядит прямо-таки безобиднейшим. Не было в нем никакой особой сюжетной конфликтности, никакого протестного пафоса и уж, тем паче, гражданского вызова. Он никого не шокировал разрывом с натурой, скорее ласкал души зрителей, в том числе даже самых неискушенных, естественностью и лиризмом переживаний, тягой к природе. Дело, однако, в том, что у себя на родине, в СССР, такое искусство подвергалось последовательной дискриминации. далее...


БРАГОВСКИЙ Эдуард Георгиевич
Родился в 1923, Тифлис (ныне Тбилиси)

Учился в Вильнюсе в Государственном художественном институте Литовской ССР (1946-1947) у А.М.Гудайтиса; в Москве в МГХИ (1947-1953) у В.В.Почиталова, В.Г.Цыплакова, В.К.Нечитайло, П.И.Котова, ГТ.В.Малькова. Живет в Москве. Заслуженный художник РСФСР (1989), член-корреспондент PAX (2001).

Персональные выставки: 1971 Москва, Ленинград; 1982, 1989-Москва.


Весна на Нерли. 1977 Холст, масло. 80х96.
На обороте - подпись: Браговский Э. Г. надпись и дата: "Весна на Нерли". 1977.
Поступление. В 1984 от МК СССР; приобр.у автора.
Инв. ЖС-1888 ГТГ


ГЕРАСИМОВ Александр Михайлович
1881, Козлов Тамбовской губ. - 1963, Москва

Посещал в Козлове школу С.И.Криволуцкого (1900-1903); учился в Москве в МУЖВЗ (1903-1916) на живописном отделении у А.Е.Архипова, КА.Коровина, Н.А.Касаткина, В.А.Серова, с 1910 - на архитектурном отделении у В.О.Ключевского. Президент АХ СССР (1947-1957), руководитель творческой мастерской станковой живописи АХ СССР (1949-1960).
Жил в Москве.
Народный художник СССР (1943),действительный член АХ СССР (1947).

Участие в выставках:...
Персональные выставки: 1935, 1950, 1954, 1956, 1981 - Москва; 1943 Тегеран; 1950 Мичуринск.


После дождя (Мокрая терраса). 1935 Холст, масло. 78х85.
Справа внизу дата: 1935
Поступление. В 1936 от Всекохудожника.
Инв. 22501 ГТГ.

За эту картину в 1937 художник получил Гран-при Всемирной выставки в Париже.

А.М.Герасимов вспоминал: "На моей выставке "25 лет творчества" был этюд, известный под двойным названием "Мокрая терраса" и "После дождя" (сейчас он находится в Третьяковской галерее). Я сделал этюд в полтора часа. Произошло это так: я писал на террасе групповой портрет моей семьи. Припекало солнце, яркими пятнами разбегаясь по зелени. И вдруг... порывистый ветер, срывая лепестки у роз и рассыпая их по столу, опрокинул стакан с водой. Хлынул дождь, ... меня охватил неописуемый восторг от свежей зелени и сверкающих потоков воды, залившей стол с букетом роз, скамейку и половицы... Я лихорадочно начал писать...
Я не придал как-то особого значения этому этюду и только на выставке не без огорчения заметил, что многие зрители больше отдают внимания этюду "Мокрая терраса", чем громадной картине "Первая Конная"..."
(Цит. по изд.: Герасимов A.M. Жизнь художника. М., 1963. С. 157-158).


Деревья в цвету. 1930-е Холст, масло. 124х133.
Поступление. В 2002.
Инв. МВ-0004 TMORA.

Мотив цветущих яблоневых деревьев является характерным для творчества A.M. Герасимова в 1910-1950-е годы. К этим натурным работам художник неоднократно возвращался в более позднее время, переделывая и прописывая их по нескольку раз.


ГЕРАСИМОВ Сергей Васильевич
1885, Можайск Московской губ. - 1964, Москва

Учился в Москве в Строгановском училище (1901-1907) у С.В.Иванова, К.А.Коровина, Д.А.Щербиновского; в МУЖВЗ( 1907-1911) у А.ЕАрхипова, С.В.Иванова, К.А.Коровина, занимался литографией у С.С.Голоушева. Преподавал в Москве в художественной школе при типографии И.Д.Сытина (1912-1914); Государственной школе печатного дела при Первой образцовой типографии (1918-1923); Вхутемасе-Вхутеине (1920-1929); МПИ (1930-1936); МГХИ( 1936-1950, 1946-1948 - директор); МВХПУ (1950-1964).
Профессор (1931), доктор искусствоведения.
Жил в Москве.
Действительный член АХ СССР (1947), народный художник СССР (1958).

Персональные выставки: 1934, 1936, 1939, 1944, 1945, 1956, 1960, 1966 - Москва; 1936, 1945, 1967 - Ленинград; 1959 Бухарест; 1966 Рига; 1967 Варшава, Братислава, Прага.


Вечер. 1950 Холст, масло. 79x99.
Поступление. В 2002.
Инв. 2А 5121 TMORA.


ГОРСКИЙ Андрей Петрович
Родился в 1926, Москва

Учился в МГХШ (1939-1946) у А.П.Шорчева, В.В.Почиталова, С.П.Михайлова, М.В.Добросердова, П.Т.Кошевого; в МГХИ (1946-1952) у М.И.Курилко, В.В.Почиталова, Д.К.Мочальского.
Живет в Москве.
Народный художник РФ (1996).

Персональные выставки: 1984 Москва.


Утро майское у Большого театра. 1956-1984 Холст, масло. 80х119,5
Справа внизу подпись-монограмма и дата: АГ -56-84 г
На обороте - подпись: А. Горский надпись и дата: "Утро майское у Большого театра" х\м. наклеенный на оргалит. 1956-84 г. 80 х 119,5
Поступление. В 1996 от МК РФ. приобр. у автора
Инв. ЖС-6110 ГТГ

Белые облака на синем небе, зеленые кроны деревьев, сине-фиолетовые тени, толпа ярко одетых людей у Большого театра - визуальные впечатления художника от многоликости городской жизни, ее цветовой пестроты.


ГРИЦАЙ Алексей Михайлович
1914, Петроград - 1998, Москва

Учился в Ленинграде в студии художника С.М.Зайденберга (1924-1931); ЛИНЖАС (1932-1939) у П.С.Наумова, С.Л.Абугова, В.Н.Яковлева, П.М.Шумихина, И.И.Бродского. Участник Великой Отечественной войны (1941-1945) был призван на срочную службу в 1940; демобилизован в 1946).
Преподавал в МГХИ (1948-1952, 1964-1974). Профессор (1964).
Жил в Москве.
Действительный член АХ СССР (1964), народный художник СССР (1974).

Персональные выставки: 1979 Токио; 1984 Москва, Прага, Берлин.


Весна. 1949. Холст, масло. 49x79.
Справа внизу подпись: Грицай
Поступление. В 2002.
Инв. 9-7931 TMORA


Старый тополь. 1949. Картон, масло. 42х42.
Справа внизу подпись: А.Грицай
Поступление. В 2002.
Инв. А-145С2 TMORA

В.М.Сидоров вспоминает об А.М.Грицае: "Каждое утро отправлялся он в... лес, обвешанный мольбертом, зонтом, планшетом, этюдником. Возвращался только к вечеру - усталый, мокрый, с восторгом в глазах, заряженный нетерпеливым ожиданием следующего дня. ... Этюдов, написанных тогда Грицаем, не счесть... И в каждом - своя грань пробуждающейся в лесу жизни..."
(Цит. по изд.: Край вдохновенья. К 100-летию Академической дачи. Л., 1986. С.136).


КОЛЯДА Сергей Авксентьевич
1907, Москва - 1996, Москва

Учился в Москве в студии Н.П.Крымова (1925); Вхутеине (1926-1930); ВАСИ (1931-1932) у Д.П.Штеренберга, С.В.Герасимова, М.С.Родионова, А.Д.Древина.

Персональные выставки: 1980, 1985, 1994 - Москва; 1990 Брисбен (Австралия); 1992 Этрета (Франция).


Улица Кирова. 1975. Картон, масло. 50х70.
Слева внизу подпись и дата: С. Коляда 1975
На обороте вверху - подпись и дата: С. А. Коляда 20-28 марта 1975 надпись: ул. Кирова, д. 31 (Мясницкая) Ресторан "Мартъяныч" квартира, где в 1922 г. жил Маяковский. Об этом у него написано в стихотворении "Про это" художн. С. Коляда 50 х 70 см справа - дом 3 30
Поступление. В 1992 от МК СССР. приобр. в 1984 у автора
Инв. ЖС-4650 ГТГ

С 1950-х годов С.А.Коляда постоянно писал Москву. Он, по воспоминаниям Анны Моисеевны Райхенштейн, жены художника, "почти ежедневно уходил с этюдником на улицы города".
(А.М.Райхенштейн специально для настоящего издания - прим. сост. Н.А.).

В архиве художника в книге отзывов одной из выставок сохранилась запись поэта Булата Окуджавы: "Бесценные воспоминания о Москве, в которой хочется жить!.."


КОРЖЕВ-ЧУВЕЛЕВ Гелий Михайлович
Родился в 1925, Москва

Учился в МГХШ (1939-1944) у В.В.Почиталова, М.В.Добросердова, А.О.Барща; в МГХИ (1944-1950) у С.В.Герасимова, В.В.Почиталова. Преподавал в МВХПУ (1951-1958, 1964-1973).
Руководил творческой мастерской живописи АХ СССР (1968-1976). Профессор (1966).
Живет в Москве.
Заслуженный деятель искусств РСФСР (1963), действительный член АХ СССР (1970), народный художник СССР (1979).


Обнаженная модель, 1947. Холст, масло. 85х66
Поступление. В 2002.
Инв. D0269 TMORA

Работы написаны на студенческой летней практике в Крыму, в Козах. Художник вспоминает: "После войны большая часть зелени в Козах была вырублена... Быт был очень бедный, мы все жили на продовольственные карточки... В.В.Почиталов ставил нам постановки под большим деревом, под солнцем, просвечивающим сквозь листву..."
(Г.М.Коржев специально для настоящего издания - прим. сост. А.И.).


КУПРИЯНОВ Михаил Васильевич
1903, с. Тетюши Казанской губ. - 1991, Москва

Учился в Москве во Вхутемасе-Вхутеине (1921-1929) у П.В.Митурича, Н.Н.Купреянова. Один из авторов творческого коллектива Кукрыниксы. Жил в Москве. Действительный член АХ СССР (1947), народный художник СССР (1958).


Москва. Неглинная улица. 1946. Холст, масло. 31х23
Справа внизу подпись и дата: М. Куприянов 46.
На обороте подпись и дата: М Куприянов 1946
надпись: Москва
Поступление. Приобр. в 1949 у автора
Инв. 27790 ГТГ

Во второй половине 1940-х годов особое место в творчестве М.В.Куприянова занимают пейзажи Москвы. Наталия Куприянова, дочь художника, вспоминает: "У отца был целый список "любимых" окон, из которых он писал этюды с натуры".
(Н.М.Куприянова специально для настоящего издания - прим. сост. И.А.).
Вид на Неглинную улицу написан из одного такого окна.


МАКСИМОВ Константин Мефодиевич
1913, д.Шатрово Середского уезда (ныне Фурмановский р-н Ивановской обл.) - 1993, Москва

Учился в Иваново-Вознесенском изотехникуме (1930-1935) у Н.Г.Бурова, М.С.Пырина, А.М.Кузнецова; в МГХИ (1937-1942) у Г.Г.Ряжского, Б.В.Иогансона, Г.М.Шегаля. Преподавал в МГХИ (1945-1951, 1957-1963); в Пекине в Центральной художественной академии КНР (1956-1960); МГПИ (с 1964).
Профессор (1954).
Заслуженный деятель искусств РСФСР, народный художник РСФСР (1983).
Жил в Москве.

Персональные выставки: 1929 Середы (ныне Фурманов); 1957-1958 Пекин, Ханчжоу; 1960, 1977 - Москва; 2002 Пекин.


Рисовое поле (Труженик земли). 1957. Холст, масло. 90х73
Справа внизу подпись: К Максимов
Поступление. В 2002.
Инв. А1С2 TMORA

Один из китайских учеников К.М.Максимова вспоминал: "Летом 1956 ... профессор Максимов отправился с нами на практику в ... расположенную в окрестностях столицы деревню... Стоял страшный зной, в полдень температура превышала 90 градусов по Фаренгейту ... Профессор Максимов ... ничего этого не замечал ... Не обращая внимания на ослепительное солнце, весь мокрый от пота, он непрерывно работал, держа в одной руке маленький белый зонтик..."
(Цит. по изд.: Соболевский Н.Д. К.М.Максимов. Л., 1962. С. 36-37).


ПОПОВ Игорь Александрович
1927, Харьков - 1999, Москва

Учился в Москве в МГХШ (1939-1945) у В.В.Почиталова, А.П.Шорчева, П.Т.Кошевого; в МГХИ (1946-1951) у С.В.1ерасимова, Н.Х.Максимова, С.В.Костина.
Жил в Москве.
Народный художник РСФСР (1977).

Персональные выставки: 1989 Москва.


Наш двор. 1964 Холст, масло. 189х163.
Поступление. В 2002.
Инв. 1-7949 TMORA

Изображен двор дома художников на Брянской улице в Москве.


ПОЧИТАЛОВ Василий Васильевич
1902, Москва - 1973, Москва

Учился в Малоярославце в интернате-коммуне у А.И.Трояновской; в Москве во Вхутемасе-Вхутеине (1922-1930) у А.В.Шевченко.Преподавал в МГХШ и МГХИ (1936-1948); в Московском текстильном институте (1948-1964).
Жил в Москве.
Заслуженный деятель искусств РСФСР (1970).

Персональные выставки: 1974, 2002 - Москва.


Розовый домик. 1933. Холст, масло. 63х56.
Слева внизу подпись и дата: В Почиталов 33
Поступление. В 1990 от МК СССР.
Инв. ЖС-4157 ГТГ

"Розовый домик" представляет вид на Казарменный переулок в Москве, где жил художник в 1920-1930-е годы. В.В.Почиталов - один из создателей Московской средней художественной школы (МСХШ) и воспитатель нескольких поколений художников. Вспоминая о школе, И.В.Сорокин писал: "Мы были мальчишки и в художественную школу пришли сами... Педагогов было много, но только В.В.Почиталов, только он один нас разгадал, и мы навсегда ему поверили..."
(Цит. по изд.: В.В.Почиталов. Л., 1983. С. 43).
"Перед его работами тридцатых-сороковых годов неожиданно ловишь себя на том, что начинаешь "вспоминать" многое, что еще только будет в русском советском искусстве последующих десятилетий - творчество... Гаврилова, Стожарова, Попова, Коржева, Браговского... Абсолютно натурные... достоверные и гуманистические пейзажи и натюрморты Почиталова это... философия живописи, творческое мировоззрение..."
(О. Буткевич; цит. по изд.: В.В.Почиталов. Л., 1983. С. 8).


ТУГУНОВ Андрей Андреевич
Родился в 1928, Москва

Учился в Москве в МГХШ (1941-1948) у В.В.Почиталова; в МГХИ(1949-1954) у М.И.Курилко, В.Г.Цыплакова.
Живет в Москве.
Заслуженный художник РСФСР (1977), действительный член PAX (2000).

Персональные выставки: 1972, 1977, 1982, 1987 - Москва.


Дождь в мае.1956. Картон, масло. 69х50.
Справа внизу подпись: А Тутунов
Поступление. В 2002.
Инв. 29-7825 TMORA

"В мае 1956 года в поисках летней дачи я впервые попал в Прилуки. Этот небольшой городок на Оке стал в течение следующих 40 лет постоянным местом моей летней работы. "Дождь в мае" - первый этюд, сделанный в Прилуках".
(А.А. Тугунов специально для настоящего издания - прим. сост. Н.А.).


ЯКОВЛЕВ Борис Николаевич
1890, Москва - 1972, Москва

Учился в Москве в МУЖВЗ (1915-1918) у А.М.Васнецова, А.С.Степанова, А.Е.Архипова, С.В.Малютина.
Жил в Москве.
Член-корреспондент АХ СССР (1958), народный художник РСФСР (1962).

Персональные выставки: 1943, 1966 - Москва; 1959 Киев.


В дождь (Весенний дождь). 1943. Холст, масло. 59х81.
Внизу - справа подпись и дата: Борис Яковлев 43 г правее дата: 18/V43 (процарапано)
Поступление. Приобр. в 1946 у автора.
Инв. 27976 ГТГ

Участник последних выставок СРХ, один из создателей советского индустриального пейзажа, Б. Н.Яковлев в 1940-е годы пишет серию поэтических пейзажей-этюдов. Прозрачная среда "мокрого" воздуха - основной и по сути импрессионистический мотив пейзажа "В дождь".



E-mail