30 марта 1953 года. Деревня
Гроот Зюндерт. В доме пастора Теодора Ван Гога царит суета. Люди молятся в ожидании
важного события. Жена пастора, Анна Конелия Карбентус, должна родить ребенка.
Годом раньше, день в день, на свет появился маленький Винсент Виллем, которому
суждено было вскоре умереть. Второй сын в память о первом ребенке получает
то же самое имя: Винсент Виллем Ван Гог. Он станет художником, под этим именем его узнает весь мир. |
Винсент пишет автопортреты, как бы стремясь убедиться в своей реальности, в том, что
мыслящее существо из плоти и крови еще не исчезло под напором чувств и ощущений, что
глаза еще не выжжены исходящим из них внутренним светом. Ван Гог - художник рисует
Ван Гога человека. За этими автопортретами - творческие вехи неизбежно трагического
пути, пути поиска своего предназначения.
Под небесами, сияющими как сапфиры или бирюза, и в то же время пронизанными немыслимыми адскими страданиями, небесами обжигающими, губительными и ослепляющими: под небесами, похожими на смесь расплавленного металла и кристаллов, где иногда простирают свои лучи раскаленные диски солнца; под непрекращающимся и великолепным сиянием света; в тяжелой, огненной и жгучей атмосфере, похожей па испарения фантастических печей, где плавится золото и исчезают бриллианты и драгоценные камни, - такой предстает перед нами странная природа, одновременно естественная и неестественная, где всё - люди и вещи, тень и свет, форма и цвет - восстает в яростном желании исполнить свою главную песню в самой нестерпимо пронзительной тональности. Деревья, корявые, как воюющие великаны, движениями своих узловатых и грозных рук и трагическим трепетом зеленой гривы заявляют о своей непобедимой мощи и горделивой мускулатуре, о своем соке, теплом как кровь, о вечном вызове урагану, молнии и злобной силе природы. Кипарисы устремляют вверх свои кошмарные силуэты, подобные черным языкам пламени. Горы выгибаются, словно спины мамонтов или носорогов. Фруктовые сады, все в белых и розовых цветах, словно взяты из прекрасных, невинных снов. Небольшие нескладные домики, похожие па живых существ и как будто наполненные человеческими эмоциями. Камни, поля, кустарники, газоны, сады, река - как будто вылеплены из неизвестных материалов: гладких, мерцающих, радужных, феерических. Пламенеющие пейзажи выглядят как смесь разноцветных эмалей в каком-то дьявольском сосуде алхимика; цвет листвы напоминает и древнюю бронзу, и вышедшую из горнила медь, и блеск драгоценного стекла, россыпи цветов похожи на ювелирные украшения с рубинами, агатами, ониксами, изумрудами, корундами, хризобериллами, аметистами и халцедонами. Это всеобщее, безумное, слепящее сияние, где сама природа явлена в состоянии экспрессивного исступления. Форма становится кошмаром, цвет превращается в пламя, лаву и драгоценные камни, свет рождает пожар, а жизнь - огненную лихорадку. |
Мой дорогой Тео, |
Имя Ван Гога стало синонимом "миллиарда" с 1987 г., когда на аукционе Кристи была продана его картина "Подсолнухи". Жестокая шутка судьбы. Когда Винсент работал над своей картиной, он жил впроголодь, на 50 франков, что присылал ему брат, и в это время Ван Гог думал только об искусстве. |
30 марта 1987 г., в 19 часов 30 минут, на аукционе Кристи в Лондоне была продана картина
Ван Гога за 24 750 000 фунтов стерлингов.
В послевоенное время изменился сам рынок искусств: после 25-летнего клубного прозябания
он, наконец, вышел на международную арену. Раньше участниками торгов были люди из
аристократии и крупной европейской и американской буржуазии. Было и огромное количество
страстных коллекционеров, подобных бальзаковскому кузену Понсу, которые развивали свой
вкус непосредственно "в деле", частенько захаживая в отель Дрюо в 50-х годах.
Сейчас кузены Понсы исчезли, старая буржуазия стала малочисленной. Она уступила дорогу
классу равнодушных людей, сделавших себе состояние совсем недавно. У них другие критерии
покупок. Они ищут что-то неоспоримое. Им нужен предмет искусства, при взгляде на который
сразу видны его эстетическая характеристика и финансовая ценность. Они стараются избежать
покупок произведений малоизвестных художников. Для таких людей идеальное приобретение -
картина знаменитого импрессиониста.
Небывалый успех продаж с торгов стал одним из главных событий в художественной жизни.
Аукционы привлекают теперь больше внимания, чем выставки или музеи.
В день аукциона, на котором были выставлены Подсолнухи, в Кристи съехались представители
всех главных телевизионных каналов.
Время, когда были доступны для приобретения практически любые произведения живописи,
созданные на рубеже XIX-XX вв., заканчивается. Лучшие картины Моне или Ренуара уже
распроданы. Если что-то и осталось, то рангом ниже. Теперь идет охота на произведения
Ван Гога, Тулуз-Лотрека, Гогена (период Таити), фовистов, кубистов 1911-1914 гг. Из
произведений Ван Гога последнего периода (Арль, Сен-Реми, Овер) практически все распродано.
Подсолнухи, представленные на аукционе Кристи, написаны в 1889 г. Они были извлечены с
самой дальней полки хранилища. Это последняя из больших картин серии, выполненная в Арле.
Самая значимая и самая прекрасная. Организаторы торгов очень умело провели подготовительную
кампанию. Картину показывали в США и Японии. А за неделю до торгов она появилась на
обложке международного издания Newsweek.
Картину поместили в каталоге под номером 43 (последним). До Ван Гога было достаточно
полотен, чтобы "разогреть" зал. Картина фовиста Дерена ушла за 22 миллиона франков.
Модильяни был продан за 26 200 000 франков, Мондриан - за 1 320 000 франков. Но энтузиазм
не утихал.
Когда выставили Ван Гога, зал затаил дыхание. Плотность миллиардеров на квадратный метр
была самой большой на моей памяти. На 60-й секунде был перекрыт рекорд 1957 г., когда
7 картин импрессионистов из коллекции Якоба Голдшмидта были проданы Петером Уилсоном
за 781 000 фунтов стерлингов. Тогда вся слава досталась Сотби'с. Через тридцать лет
Кристис взял реванш.
Август 1888. Когда Винсент писал "Подсолнухи", у него не было денег на оплату красок, которые через сто лет сделали его картину предметом одной из невиданных финансовых операций в мире искусства. |
Мой дорогой Тео, |
А здесь хочу выразить благодарность:
Во-первых, посетителю сайта по имени Тома, которая напомнила об этом событии.
Возможно без нее этого материала не было бы вообще.
Во-вторых, моим друзьям Лене и Андрею, подарившим мне роскошный альбом
репродукций Ван Гога из музея Ван Гога в Амстердаме.