150 лет
30 марта 1953 года. Деревня Гроот Зюндерт. В доме пастора Теодора Ван Гога царит суета. Люди молятся в ожидании важного события. Жена пастора, Анна Конелия Карбентус, должна родить ребенка. Годом раньше, день в день, на свет появился маленький Винсент Виллем, которому суждено было вскоре умереть. Второй сын в память о первом ребенке получает то же самое имя:
Винсент Виллем Ван Гог.
Он станет художником, под этим именем его узнает весь мир.


Винсент пишет автопортреты, как бы стремясь убедиться в своей реальности, в том, что мыслящее существо из плоти и крови еще не исчезло под напором чувств и ощущений, что глаза еще не выжжены исходящим из них внутренним светом. Ван Гог - художник рисует Ван Гога человека. За этими автопортретами - творческие вехи неизбежно трагического пути, пути поиска своего предназначения.





Под небесами, сияющими как сапфиры или бирюза, и в то же время пронизанными немыслимыми адскими страданиями, небесами обжигающими, губительными и ослепляющими: под небесами, похожими на смесь расплавленного металла и кристаллов, где иногда простирают свои лучи раскаленные диски солнца; под непрекращающимся и великолепным сиянием света; в тяжелой, огненной и жгучей атмосфере, похожей па испарения фантастических печей, где плавится золото и исчезают бриллианты и драгоценные камни, - такой предстает перед нами странная природа, одновременно естественная и неестественная, где всё - люди и вещи, тень и свет, форма и цвет - восстает в яростном желании исполнить свою главную песню в самой нестерпимо пронзительной тональности.


Деревья, корявые, как воюющие великаны, движениями своих узловатых и грозных рук и трагическим трепетом зеленой гривы заявляют о своей непобедимой мощи и горделивой мускулатуре, о своем соке, теплом как кровь, о вечном вызове урагану, молнии и злобной силе природы. Кипарисы устремляют вверх свои кошмарные силуэты, подобные черным языкам пламени. Горы выгибаются, словно спины мамонтов или носорогов. Фруктовые сады, все в белых и розовых цветах, словно взяты из прекрасных, невинных снов. Небольшие нескладные домики, похожие па живых существ и как будто наполненные человеческими эмоциями. Камни, поля, кустарники, газоны, сады, река - как будто вылеплены из неизвестных материалов: гладких, мерцающих, радужных, феерических. Пламенеющие пейзажи выглядят как смесь разноцветных эмалей в каком-то дьявольском сосуде алхимика; цвет листвы напоминает и древнюю бронзу, и вышедшую из горнила медь, и блеск драгоценного стекла, россыпи цветов похожи на ювелирные украшения с рубинами, агатами, ониксами, изумрудами, корундами, хризобериллами, аметистами и халцедонами.


Это всеобщее, безумное, слепящее сияние, где сама природа явлена в состоянии экспрессивного исступления. Форма становится кошмаром, цвет превращается в пламя, лаву и драгоценные камни, свет рождает пожар, а жизнь - огненную лихорадку.



Мой дорогой Тео,

сегодня я уже написал тебе рано утром, после чего пошел продолжать очередную картину - сад, залитый солнцем. Затем я отнес ее домой и опять ушел на улицу с новым холстом, который тоже использовал. А теперь мне захотелось написать тебе второй раз.

У меня еще никогда не было такой замечательной возможности работать. Природа здесь необыкновенно красива! Везде, надо всем дивно синий небосвод и солнце, которое струит сияние светлого зеленовато-желтого цвета; это мягко и красиво, как сочетание небесно-голубого и желтого на картинах Вермера Делфтского. Я не могу написать так же красиво, но меня это захватывает настолько, что я даю себе волю, не думая ни о каких правилах.

Итак, теперь у меня три картины, изображающие сад, что напротив моего дома; затем два Кафе и Подсолнухи, портрет Боша и мой автопортрет; затем красное солнце над заводом, грузчики песка, старая мельница.

Как видишь, даже если оставить в стороне остальные этюды, работа проделана немалая. Зато у меня сегодня окончательно иссякли краски, холст и деньги. Последняя моя картина, написанная с помощью последних тюбиков краски на последнем куске холста, - зеленый, как и полагается, сад - сделана одним чистым зеленым цветом с небольшой прибавкой прусской зелени и желтого хрома. Я начинаю чувствовать, что я стал совсем другим, чем был в день приезда сюда: меня больше не мучат сомнения, я без колебаний берусь за работ, и моя уверенность в себе все больше возрастает. Но какая здесь природа!

Я хожу в городской сад, что находится недалеко от улицы женщин легкого поведения. Мурье, например, никогда там не бывал, хотя мы почти каждый день ходили гулять в сады, с другой стороны их там целых три.

Понимаешь, в этом месте есть что-то от Боккаччо.

С одной стороны сад, из моральных соображений, обсажен цветущими кустами олеандров. Здесь есть еще платаны, карликовые ели, ива и зеленая трава. Во всем чувствуется некий пот, как на картинах Мане.

Пришли мне краски, холсты, деньги - столько, сколько сможешь, так как-то, над чем я сейчас работаю, будет лучше последних картин, посланных тебе. Я считаю, что мы не потеряем, а наоборот, заработаем на них. Если мне удастся сделать настоящую вещь, то, к чему я стремлюсь. Не может ли Томас одолжить мне две-три сотни франков на мое обучение? Тогда я бы смог заработать больше тысячи, и я не могу достаточно выразить, насколько я счастлив тем, что вижу!

Все это придает то осеннее вдохновение и энтузиазм, когда не замечаешь бега времени. Но берегись холодного зимнего ветра и отрезвления после праздника.

Сегодня, за работой, я много размышлял о Бернаре. В своем письме он преклоняется перед талантом Гогена. Он пишет, что считает Гогена настолько великим художником, что ему даже страшно; и все, что делает он, Бернар, по сравнению с работой Гогена так ничтожно. А ты знаешь, что этой зимой Бернар искал повод для ссоры с Гогеном. Но как бы то ни было, очень хорошо, что такие художники являются нашими друзьями, и, надеюсь, ими останутся, несмотря на их взаимоотношения. Я так доволен домом и работой, что, смею надеяться, и ты разделишь со мной эту радость, если будешь в настроении.

Недавно прочел статью о Данте, Петрарке, Боккаччо, Джотто и Боттичелли. Господи, какое огромное впечатление произвели на меня письма этих людей!

А ведь Петрарка жил совсем неподалеку отсюда, в Авиньоне. Я вижу те же самые кипарисы и олеандры, на которые смотрел и он.

Я попытался вложить нечто подобное этому чувству в один из своих садов, тот, что выполнен жирными мазками в лимонно-желтом и лимонно-зеленом цвете. Больше всего меня тронул Джотто, вечно больной, но неизменно полный доброты и вдохновения, живший словно не на земле, а в нездешнем мире.

Джотто - личность совершенно исключительная. Я чувствую его сильнее, чем поэтов - Данте, Петрарку, Боккаччо.

Мне всегда кажется, что поэзия есть нечто более страшное, нежели живопись, хотя последняя - занятие и более грязное, и более скучное. Но, поскольку художник ничего не говорит и молчит, я все-таки предпочитаю живопись. Дорогой мой Тео, когда ты увидишь здешнее солнце, кипарисы, олеандры, - а этот день, можешь не сомневаться, все-таки наступит, - ты еще чаще начнешь вспоминать прекрасные вещи Пюви де Шаванна -Тихий край и многие другие.

В этом родном краю Тартарена и Домье, где у людей, как ты знаешь, особый акцент, осталось много от греческой культуры, здесь есть Венера Арлезианская, как на острове Лесбос, и, несмотря ни на что, в ней чувствуется молодость.

Я нисколько не сомневаюсь, что однажды ты тоже узнаешь, что такое Юг.

Может быть, ты поедешь навестить Клода Моне в Антибе или найдешь другой способ попасть туда. Впрочем, когда дует мистраль, а это штука неприятная, здешние края можно назвать как угодно, только не тихими. Зато первый же безветренный день вознаграждает за вес - и как вознаграждает! Какая яркость красок, какая прозрачность воздуха, как нес ясно и как все вибрирует!

Завтра, в ожидании красок, начну рисовать. Теперь наступил момент, когда я решил не начинать больше картин с наброска углем. Это ни к чему не ведет: чтобы хорошо рисовать, надо сразу делать рисунок краской. Что касается выставки в Revue Independante - согласен, но пусть знают раз навсегда, что мы - .заправские курильщики и не сунем сигару в рот не тем концом.

Мы будем вынуждены продавать, чтобы иметь возможность сделать что-то лучшее. Потому что у нас тяжелое ремесло, несущее страдания, и мы не ищем уличных забав.

Сегодня после полудня меня навестила изысканная публика: четверо или пятеро сутенеров и дюжина подростков. которым особенно поправилось смотреть, как краски вылезают из тюбиков. Вот это - вся моя публика. Я теперь намереваюсь также смеяться над амбициями и известностью, как над этими ребятами и проходимцами с берегов Роны и улиц па окраине Арля.

Винсент, 1888.


Имя Ван Гога стало синонимом "миллиарда" с 1987 г., когда на аукционе Кристи была продана его картина "Подсолнухи". Жестокая шутка судьбы. Когда Винсент работал над своей картиной, он жил впроголодь, на 50 франков, что присылал ему брат, и в это время Ван Гог думал только об искусстве.

30 марта 1987 г., в 19 часов 30 минут, на аукционе Кристи в Лондоне была продана картина Ван Гога за 24 750 000 фунтов стерлингов.
В послевоенное время изменился сам рынок искусств: после 25-летнего клубного прозябания он, наконец, вышел на международную арену. Раньше участниками торгов были люди из аристократии и крупной европейской и американской буржуазии. Было и огромное количество страстных коллекционеров, подобных бальзаковскому кузену Понсу, которые развивали свой вкус непосредственно "в деле", частенько захаживая в отель Дрюо в 50-х годах.
Сейчас кузены Понсы исчезли, старая буржуазия стала малочисленной. Она уступила дорогу классу равнодушных людей, сделавших себе состояние совсем недавно. У них другие критерии покупок. Они ищут что-то неоспоримое. Им нужен предмет искусства, при взгляде на который сразу видны его эстетическая характеристика и финансовая ценность. Они стараются избежать покупок произведений малоизвестных художников. Для таких людей идеальное приобретение - картина знаменитого импрессиониста.
Небывалый успех продаж с торгов стал одним из главных событий в художественной жизни. Аукционы привлекают теперь больше внимания, чем выставки или музеи.
В день аукциона, на котором были выставлены Подсолнухи, в Кристи съехались представители всех главных телевизионных каналов.
Время, когда были доступны для приобретения практически любые произведения живописи, созданные на рубеже XIX-XX вв., заканчивается. Лучшие картины Моне или Ренуара уже распроданы. Если что-то и осталось, то рангом ниже. Теперь идет охота на произведения Ван Гога, Тулуз-Лотрека, Гогена (период Таити), фовистов, кубистов 1911-1914 гг. Из произведений Ван Гога последнего периода (Арль, Сен-Реми, Овер) практически все распродано. Подсолнухи, представленные на аукционе Кристи, написаны в 1889 г. Они были извлечены с самой дальней полки хранилища. Это последняя из больших картин серии, выполненная в Арле. Самая значимая и самая прекрасная. Организаторы торгов очень умело провели подготовительную кампанию. Картину показывали в США и Японии. А за неделю до торгов она появилась на обложке международного издания Newsweek.
Картину поместили в каталоге под номером 43 (последним). До Ван Гога было достаточно полотен, чтобы "разогреть" зал. Картина фовиста Дерена ушла за 22 миллиона франков. Модильяни был продан за 26 200 000 франков, Мондриан - за 1 320 000 франков. Но энтузиазм не утихал.
Когда выставили Ван Гога, зал затаил дыхание. Плотность миллиардеров на квадратный метр была самой большой на моей памяти. На 60-й секунде был перекрыт рекорд 1957 г., когда 7 картин импрессионистов из коллекции Якоба Голдшмидта были проданы Петером Уилсоном за 781 000 фунтов стерлингов. Тогда вся слава досталась Сотби'с. Через тридцать лет Кристис взял реванш.


Август 1888. Когда Винсент писал "Подсолнухи", у него не было денег на оплату красок, которые через сто лет сделали его картину предметом одной из невиданных финансовых операций в мире искусства.

Мой дорогой Тео,

на мой взгляд, чем тоньше растерта краска, тем больше она насыщена маслом. А мы, само собой разумеется, масло не очень жалуем.

Если бы мы писали, как мосье Жером и прочие иллюзионисты-фотографы, нам, понятное дело, требовалось бы очень тонко тертые краски. Мы же, напротив, отнюдь не удручены, если холст выглядит грубоватым. Следовательно, вместо того, чтобы тереть краску на камне бог знает сколько времени, разумнее тереть ровно столько, сколько потребно, чтобы она стала податливой, не заботясь о тонкости структуры, таким образом краски получаются более свежие и, возможно, менее склонные к потемнению. Я почти уверен, что если проделать такой опыт с тремя хромами, веронезом, французским суриком, кобальтом и ультрамарином, то краски окажутся более свежими и стойкими, а заодно и более дешевыми. Тогда за какую цену? Я уверен, что с этими красками у меня получится. Возможно, для марены и изумрудной зелени тоже. Я прилагаю здесь весьма срочный список.

Сейчас я работаю над четвертой картиной с подсолнухами. Она представляет собой букет из 14 цветов на желтом фоне, напоминающий тот натюрморт с айвой и лимонами, который я написал в свое время.

Помнишь, мы с тобой однажды видели в отеле Друо изумительную вещь Мане - несколько крупных розовых пионов с зелеными листьями на светлом фоне? И цветы были цветами, и воздуха хватало, и все-таки краски лежали густо, не то что у Жаннена.

Вот что я называю простотой техники. Должен тебе сказать, что все эти дни я пытаюсь работать кистью без пуантилизма и прочего, только варьируя мазок В общем, скоро сам увидишь.

Как жаль, что живопись так дорого стоит! На этой неделе я жался меньше, чем обычно, дал себе волю и за семь дней спустил целых 100 франков, зато к концу недели у меня будут готовы четыре картины. Если даже прибавить к этой сумме стоимость израсходованных красок, то и тогда неделя не прошла впустую. Вставал я рано, хорошо обедал и ужинал и работал напряженно, не ощущая никакого утомления. Но ведь мы живем в такое время, когда наши работы не находят сбыта, когда они не только не продаются, но, как ты видишь на примере Гогена, под них не удается даже занять денег, хотя сумма нужна ничтожная, а работы выполнены крупные. Поэтому мы целиком отданы на волю случая. И боюсь, положение не изменится до самой нашей смерти. Если нам удастся хотя бы облегчить существование тем художникам, которые придут вслед за нами, то и это уже кое-что.

И все-таки жизнь чертовски коротка, особенно тот ее период, когда человек чувствует себя настолько сильным, чтобы идти на любой риск.

Кроме того, есть основания опасаться, что, как только новая живопись завоюет признание, художники утратят былую энергию.

Во всяком случае, хорошо уже и то, что мы, сегодняшние художники, -не какие-нибудь декаденты. Гоген и Бернар говорят теперь о том, что надо рисовать, как рисуют дети. Я, пожалуй, предпочел бы это живописи декадентов. С какой стати люди видят в импрессионизме нечто декадентское? Ведь дело-то обстоит как раз наоборот.

(Одна из картин с подсолнухами на фоне королевской синей украшена "ореолами", то есть каждый предмет окружен дополнительной полосой цвета, являющегося дополнительным к тому, который служит фоном для предмета). До скорой встречи.

Винсент, Арль (август 1888)


А здесь хочу выразить благодарность:
 Во-первых, посетителю сайта по имени Тома, которая напомнила об этом событии. Возможно без нее этого материала не было бы вообще.
 Во-вторых, моим друзьям Лене и Андрею, подарившим мне роскошный альбом репродукций Ван Гога из музея Ван Гога в Амстердаме.


E-mail