28.04.2006 8:56 | ИД "Коммерсантъ"
"Русские торги" Sotheby`s, как и предсказывал Ъ (см. Ъ 26 апреля) оказались сенсационными.
Восемь работ были проданы более чем за $1 млн каждая, всего работ на утренней сессии
было продано на $32 млн, но главная сенсация – что это оказались совсем не те художники,
на которых делали ставки организаторы аукциона. Из Нью-Йорка – МИЛЕНА Ъ-ОРЛОВА.
Поднимаясь в лифте на седьмой этаж здания Sotheby`s на Йорк-авеню, где был назначен
аукцион, я слышала разговор двух сотрудниц аукционного дома: "Надо сходить на русские
торги, это будет шоу!" В самом деле шоу случилось. Зал человек на триста был забит
битком – в основном русскими дилерами, справа за стойкой, как бойцы на передовой,
выстроились сотрудники Sotheby`s, чтобы принимать звонки от покупателей. Причем среди
них были не только рядовые "девочки", но и главные персонажи русского Sotheby`s Соня
Бикерман, и Джоана Викери, и лорд Палтимор, не так давно продававший в Москве старинные
автомобили. Аукцион устроен эффектно: продаваемые лоты "выезжают" к публике на специальной
вертушке – витрине, обитой бархатом персикового цвета, а изображение каждого лота
проецируется на большой экран, чтобы всем было видно.
Первые семь лотов продавались бойко, но без особой интриги – семь картин Ивана Айвазовского
ушли чуть выше своих эстимейтов (самая дорогая за $640 тыс.). Но уже на восьмом лоте
случился сюрприз – очаровательный голландский пейзаж Алексея Боголюбова превысил эстимейт
в два раза и был продан за $725 тыс. Следующим шел "Невский проспект, Санкт-Петербург"
Петра Верещагина – картинка, занятная скорее в историческом, нежели в художественном
смысле. Первоначальная оценка составляла $150-200 тыс., но совершенно неожиданно сцепились
два телефонных покупателя, не желая уступать друг другу. Когда цена достигла $1 млн,
замерший зал зааплодировал, но торг продолжался до $1,3 млн, пока один из бойцов не сдался.
После $1,3 млн за Верещагина $ 310 тыс. за акварель Валентина Серова "Охота с борзыми"
показались уже цветочками. Объявили лот 22 – махину Константина Маковского "Туалет
Венеры", один из главных топ-лотов аукциона, оцененный в $1,5 млн. Все приготовились
к очередному рекорду – год назад подобный Маковский ушел за $2 млн, но Венера не дотянула
и до верхней планки эстимейта и была продана за $700 тыс. Следующим многообещающим лотом
был "Портрет великой княгини Марии Павловны" Бориса Кустодиева, но, видимо, на аукцион
забыли позвать представителей фирмы Cartier, в чьих украшениях запечатлена великая
княгиня,– и в результате портрет никто не купил.
Впрочем, непроданных лотов было немного. "Бились" и за маленькие картинки передвижника
Похитонова, и за большого Бориса Анисфельда – его "Синяя статуя" ушла к телефонному
покупателю за $525 тыс. Полтора миллиона за "Мастерскую, Гурзуф, Крым" Константина
Коровина были почти предсказуемы – вещь большая, красивая, из коллекции Шаляпина, но
явно мало кто ожидал, что почти за такую же цену ($1,2 млн) будет продан Николай
Богданов-Бельский при эстимейте $250-350 тыс. Возможно, свою роль сыграло то, что эта
чрезвычайно пестрая картина, изображающая читающую в саду барышню в накинутом на плечи
павловопосадском платке на фоне желтых цветов, была в 1915 году помещена на обложку
"культового" журнала "Столица и усадьба". А может быть, покупателем был завсегдатай
нью-йоркского ресторана "Русский самовар", в интерьер которого эта картина очень бы
удачно вписалась. Как бы то ни было, это рекорд для художника Богданова-Бельского.
А вот Владимиру Баранову-Россинэ, чей "Стул" был продан на Sotheby`s два года назад
за $1 млн, поставить новый рекорд не удалось – его "Автопортрет", оцененный в $1 млн,
продан не был. Не нашлось покупателя и на самый дорогой лот аукциона – "Оливковую рощу"
Петра Кончаловского, оцененную в $2,5-3 млн. Можно предположить, что потенциальные
покупатели просто обиделись, что им сразу навязывают такую высокую цену, не дав
возможности поторговаться всласть. Не исключено, что если бы эстимейт был ниже, за
нее все-таки стали бы бороться. По тем же причинам не был куплен и Константин Сомов –
за крошечных "Любовников" размером в ладонь просили сразу от $800 тыс. до $1,2 млн.
Тем не менее после аукциона Соня Бикерман сказала, что не считает эти цены завышенными:
"Эти работы столько стоят".
Александр Яковлев. Танцор Кабуки. |
Что доказывает и феноменальная продажа двух работ Александра Яковлева, застигнутого
революцией 1917 года в Китае,– художника наняла фирма Citroen как иллюстратора-этнографа
экспедиций автомобильных караванов в Африку и Китай ("Черный рейс" и "Желтый рейс").
К этому периоду и относятся две выставленные на аукцион работы "Генерал Ма-Су в исторической
пьесе" и "Танцор кабуки". Обе очень декоративные, обе изящные, обе оцененные в $150-200
тыс. За них бились насмерть телефонный покупатель и девушка в зале – в результате "Генерал"
ушел за $1,1 млн, а "Танцор" – за $ 1,6 млн, превысив эстимейт более чем в десять раз и
естественно, поставив рекорд для художника. Та же история повторилась с Николаем Рерихом:
два его гималайских пейзажа конца 20-х – начала 30-х годов были проданы один почти за $2
млн, другой – за $1 млн в процессе напряженной борьбы телефонных покупателей. Накануне
на Christie`s вещи такого же уровня и времени ушли за нормальные для них $300-400 тыс. |