Французский импрессионизм

В начале их ругали, но в наши дни французские импрессионисты пользуются беспрецедентной репутацией. Под влиянием научных открытий тех дней, особенно, закона цветового контраста Эжена Шевреля (Eugene Chevreul), художники-импрессионисты стали сочетать цвета прямо на холсте свободными ударами кисти, прокладывая путь к абстрактному искусству.

Вершины, достигнутые работами Клода Монэ, заставляют нас почти забыть не очень тёплый приём его работы в 1874 году на первой выставке импрессионистических картин в Париже. Тогда он показал "Впечатление" (Impression), работу 1872-73 года, которая с тех пор стала символизировать все движение, дав ему название. За последние 20 лет, Клод Монэ собрал на аукционных продажах 262 миллиона американских долларов, показывая 23 раза результат более, чем 10 миллионов долларов. В июне 2007 Кувшинки, побили предыдущий рекорд, достигнув на Sotheby's в Лондоне отметки в 16,5 миллионов английских фунтов (32,7 миллиона долларов).

Это замечательно, что Монэ популярен - его работы высоко оцениваются на торгах в Америке и Англии, но на других рынках ситуация с шедеврами иная. Например, на редких, не привлекающих существенного интереса аукционах во Франции, цены редко достигают 5 миллионов евро. Недавно одна из последних работ Моне "Желтые ирисы" (1924-1925), из коллекции Алис Тери, была продана на парижском Arcurial в октябре 2007 за 2,8 миллиона евро (4 миллиона долларов).

Моне, однако, больше не отражает тенденции рынка. Огюст Ренуар вырвался вперёд с своим "Бал в Мулен де ля Голетт", проданным за 71 миллион долларов в 1990 на пике спекулятивного взлёта. После коллапса на рынке в начале 90-х годов и постепенного, но уверенного подъёма, Ренуар стал фокусом спекулятивного интереса. Его картина "Женщина в саду", например, с 1993 года 4 раза была на аукционах, два из которых между 2006 и 2007 годах. В июне 2006 на Sotheby's в Лондоне работа ушла за 4,4 миллиона фунтов (8,1 миллионов долларов), прежде чем была перепродана в Нью-Йорке в ноябре 2007, когда достигла 10,9 миллионов долларов. Рост стоимости великолепного натюрморта "Фрукты и горшок с имбирем" Поля Сезанна еще более внушителен: он был продан в июне 2000 на Christie's за эквивалент 16,4 миллиона долларов (11 миллионов фунтов), а всего шесть лет спустя в ноябре 2006 года на Sotheby's в Нью-Йорке молоток упал при цене около 33 миллионов долларов!

Рекорд Эдуарда Мане так же иллюстрирует крепкое здоровье рынка. Это подтвердила в мае 2004 картина "Прогулка в Буа в Болонье", очень сложная и убедительная композиция из коллекции Уитни, которая сменила владельца за 23,5 миллиона долларов на Sotheby's в Нью-Йорке. Эта эффектная продажа вытеснила предыдущий рекорд эквивалентный 22 миллионам долларов, установленный "Улицей Мосне во флагах" (1878 года) и устоявший во время спекулятивного безумия 1989 года на Нью-Йоркских торгах Christie's. Мане создал около 400 картин, которые представляют только 4% работ, проданных на аукционах.

Многие работы на рынке гравюр (91% объема сделок) не превышают 5000 евро. Ряд очень оригинальных гравюр на китайской бумаге могут, однако, достигать цены более, чем 10'000 долларов, особенно, портреты Берты Моризо, и некоторые работы на бумаге идут более, чем за 50'000 долларов! Как, например, это случилось в октябре 2004 с одной из любимых работ художницы "Прогулка", которая достигла 80'000 долларов на Sotheby's в Нью-Йорке.

Работы на бумаге, рисунки или гравюры Огюста Ренуара, Камилля Писсаро, Альфреда Сислея и Армана Гийомена, многочисленные пастели Дега и некоторые фотографии часто появляются на рынке. Пастели Дега танцовщиц и моющихся женщин легко достигают более 200 000 долларов, а иногда и более миллиона долларов: "Женщина за туалетом", например, продана за 1,5 миллиона фунтов (около 3 миллионов долларов) в июне 2007 на Christie's в Лондоне. С другой стороны, простые эскизы углём доступны по цене менее, чем 20 000 долларов.

Дега единственный импрессионист, исследовавший фотографию. Его негативы являются настолько редкими и высокоценимыми, что некоторые более дороги, чем картины или рисунки: в июле 2004 Beaussant-Lef?vre представил пять отпечатков, каждый из которых превысил в пять раз свой эстимейт, достигнув кульминации на 170 000 евро!




E-mail