|
ПИССАРРО КамильPissarro Camille(1831-1903) |
Список художников
Галерея Камиля Писсарро
ПИССАРРО Камиль (1830-1903) - один из крупнейших французских импрессионистов.
Родился на Антильских островах, вскоре его семья переезжает в Париж, где он посещает
Школу изящных искусств (1842-1847). Затем возвращается на Антильские острова, работает
в Венесуэле с датским художником Мельби. В 1855 г. вновь приезжает в Париж и
продолжает учебу в академии Сюиса, где знакомится с К.Моне.
Много времени проводит в работе на открытом воздухе. Ранний период творчества отмечен
сильным влиянием К.Коро и Г.Курбе.
В 1860-х гг. его милые, не противоречащие канонам официального искусства пейзажи
несколько раз выставлялись в Салонах. Вскоре, преодолев влияние Г.Курбе и выработав
свой собственный стиль, Писсарро оказывается в числе отверженных и впадает в глубокую
нищету, не имея возможности продать свои картины. В минуты отчаяния пытается навсегда
порвать с живописью.
Во время франко-прусской войны К.Писсарро уезжает в Лондон, где вместе с К.Моне
пишет с натуры лондонские пейзажи. А в это время его дом в Лувесьенне был захвачен
пруссаками и разграблен. Большинство оставшихся там картин было уничтожено: солдаты
использовали их в качестве фартуков или стелили в саду под ноги во время дождя.

|
Эрмитаж в Понтуазе. 1868.
Холст, масло, 151.4x200.6, Музей Гуггенхайма, Нью-Йорк. (188KB)
|
По возвращении в Париж Писсарро по-прежнему живет в нищете, пришедшая на смену
империи республика ничего не изменила в жизни Франции, а печальные события, связанные
с войной, конфискацией и Коммуной, лишили буржуа возможности покупать картины. В
это время К.Писсарро берет под свое покровительство молодого художника из Экс-ан-Прованса
П.Сезанна, и они вместе работают в Понтуазе. Он делится с молодым художником своим
опытом в работе с цветом, который, по мнению К.Писсарро, являлся уникальным
изобразительным средством: с его помощью можно было не только передать материальную
сущность предмета, но и его форму. Положенные рядом легкие мазки чистого цвета
начинают удивительным образом взаимодействовать друг с другом, рождая вибрирующую
тональную гамму, а нанесенные крестообразно параллельными диагоналями, они создают
ощущение глубины и придают звучанию картины определенный ритм ("Пейзаж в Понтуазе",
1874, Национальный музей, Стокгольм; "Сад и цветущие деревья. Весна", 1877, Музей
Орсэ, Париж).
|
Фруктовый сад в Понтуазе. Весна. 1877
Холст, масло, 65.5x81, Музей д'Орсэ, Париж. (244KB)
|
Пейзажи К.Писсарро не похожи на искрящиеся и артистичные картины К.Моне, но они
отмечены большей непосредственностью реалистического восприятия природы. Очень
редко использует К.Писсарро фрагментарную "случайность" композиции,
предпочитая ей более законченное построение своих полотен ("Въезд в деревню Вуазен",
1872, Музей Орсэ, Париж; "Вспаханная земля", 1874, ГММИ, Москва). Это стремление
Писсарро к упорядоченности композиции и весомой пластике форм ощущается в его
картине "Улица в Сидхеме" (1871), связанной еще с традициями художников барбизонской
школы. Мягким лиризмом отмечен сельский пейзаж "Красные крыши" (1877, Музей Орсэ,
Париж).
|
Красные крыши. 1877
Холст, масло, 54.5x65.6, Музей д'Орсэ, Париж. (220KB)
|
Как все импрессионисты, К.Писсарро любил рисовать город, который пленил его своим
бесконечным движением, течением потоков воздуха и игрой света. Он воспринимал его
как живой, беспокойный организм, способный изменяться в зависимости от времени года,
степени освещенности и т.д.
Так, например, художник написал 30 картин с изображением бульвара Монмартр,
рассматривая его из одного и того же окна ("Бульвар Монмартр в Париже", 1897,
Эрмитаж, Санкт-Петербург).
|
Бульвар Монмартр. После полудня, солнечно. 1897
Холст, масло, 74x92.8, Эрмитаж. Санкт-Петербург. (191KB)
|
В своих работах К. Писсарро удалось избежать крайнего проявления пленэра, когда
материальные предметы словно растворяются в мерцании световоздушного пространства
("Снег в Лувесьенне", 1872, собрание Пола Розенберга, Нью-Йорк; "Улица в Лувесьенне",
1873, Музей Орсэ, Париж).
Многие его работы отличает интерес к характерной выразительности, даже портретности,
присущей городскому пейзажу ("Вид на Руан", 1898, Музей Орсэ, Париж).

|
Старый рынок в Руане. 1898
Холст, масло, Метрополитен-музей. Нью-Йорк. (185KB)
|
В конце 1880-х гг. К.Писсарро на некоторое время увлекается дивизионизмом, но
постоянно живущее в нем стремление правдиво и достоверно передавать увиденное и
пережитое в пейзаже все же одерживает верх, и художник возвращается к своему
прежнему художественному методу.
Этой жаждой достоверности объясняется и интерес художника к человеку, воплотившийся
в жанровых картинах, при создании которых К.Писсарро пытался упорядочить мазок и
создать, в противовес своим прошлым пленэрным исканиям, некий долговечный
монументальный импрессионизм ("Кофе с молоком", 1881, Художественный институт,
Чикаго; "Девочка с веткой", 1881, Музей Орсэ, Париж; "Женщина с ребенком у колодца",
1882, Художественный институт, Чикаго; "Рынок: торговка мясом", 1883, Галерея Тейт,
Лондон).
|
Продавцы свинины. 1883
Холст, масло, Галерея Тэйт, Лондон. (172KB)
|
Литература:
Юденич И.В. Пейзажи Писсарро в Эрмитаже. Л., 1963.
Герман М. Писсарро. Л., 1973.
К. Писсарро. Письма. Критика. Воспоминания современников. Пер. с франц. М., 1974.
по материалам книги
"Энциклопедия импрессионизма и постимпрессионизма"
Составитель Т.Г.Петровец
Издательство "ОЛМА-ПРЕСС", 2001. ISBN 5-224-01004-7
Список художников
Галерея Камиля Писсарро