|
РЕНУАР Пьер ОгюстRenoir Pierre Auguste(1841-1919) |
Список художников
Галерея Пьера Огюста Ренуара
РЕНУАР Пьер Огюст (1841-1919) - один из ведущих представителей импрессионизма во
Франции.
Родился в семье провинциального портного, который в 1845 г. переехал в Париж. В
молодости Ренуар работал художником по фарфору, в 1862 г. поступил в Школу изящных
искусств. Кроме того, учился в мастерской Ш.Глейра и познакомился там с А.Сислеем,
Ф.Базилем и К.Моне. Часто
посещал Лувр, восхищался работами А.Ватто, Ф.Буше) O.Фрагонара.
Подчеркнутое использование светотени, придающее изображению почти скульптурную форму,
сближает его ранние работы с творчеством художников-реалистов, в особенности
Г.Курбе, но более легкая цветовая гамма уже отличает его
картины от полотен предшественников ("Харчевня матушки Антони", 1866, Национальный
музей, Стокгольм).
|
Кабаре матушки Антони. 1866
Холст, масло, 195x130, Национальный музей, Стокгольм. (104KB)
|
Смутное стремление передать естественную пластику движения человеческих фигур на
пленэре ощущается в его "Портрете Альфреда Сислея с женой" (1868, Музей
Валлраф-Рихартц-Людвиг, Кёльн).
|
Лягушатник. 1869
Холст, масло, Национальный музей, Стокгольм. (220KB)
|
В конце 1860-х гг. вместе с К.Моне совершил несколько поездок по Сене и регулярно
выезжал с ним на пленэр в окрестности Буживаля, где находилось излюбленное место
отдыха парижан, так называемый "Лягушатник" ("Лягушатник", 1868-1869, Национальный
музей, Стокгольм). Совместная работа во многом обогатила творческий арсенал обоих
художников, в частности О.Ренуар заимствовал у К.Моне его технику изображения дали
при помощи хроматического сопоставления чистых цветов. Кроме того, многочисленные
зарисовки с натуры привели к созданию великолепных пейзажей, органически включающих
в себя человеческие фигуры. Художник смело вводит цветные тени, используя свободный
живой мазок, и достигает определенного мастерства
в передаче световоздушной атмосферы
летнего дня ("Купание на Сене", ок. 1869, ГМИИ, Москва; "Тропинка в высокой траве",
1874, Музей Орсэ, Париж; "В саду", ок. 1875, ГМИИ, Москва; "Качели", 1876, Музей
Орсэ, Париж; "Сена в Аржантёе", 1876, частное собрание; "Эстак", 1882, Музей изящных
искусств, Бостон).
|
Качели. 1876
Холст, масло, 92x73, Музей д'Орсэ, Париж. (164KB)
|
После скандальной выставки импрессионистов в 1874 г. в ателье Надара, на которой
творчество молодых художников было буквально уничтожено презрительными и гневными
откликами критиков и зрителей, О.Ренуар вынужден вести более чем скромный образ
жизни. Но тем не менее им с К.Моне удается раздобыть немного денег и снять
мастерскую. Успех к художнику приходит с его знаменитой "Мулен де ла Галетт"
(1876, Музей Орсэ, Париж), радостной и ликующей, пронизанной солнечным светом,
любовью и беззаботным весельем.
|
Бал в Мулен де ля Галетт. 1876
Холст, масло, 131x175, Музей д'Орсэ, Париж. (197KB)
|
Для картин 1870-х гг. характерен интерес О.Ренуара к выразительной, как бы случайно
подсмотренной жизненной ситуации и обращение его в связи с этим к композиционному
приему срезывания рамой персонажей картины, который широко использовал в своем
творчестве Э.Дега. Но, в отличие от работ последнего,
полотна О.Ренуара более созерцательные, лишены резких контрастов, нервной динамики
и неожиданных ракурсов ("Ложа", 1874, Галерея института Варбурга и Курто, Лондон;
"Конец завтрака", 1879, Штеделевский институт, Франкфурт-на-Майне; "Первый вечер
в опере", 1880, Галерея Тейт, Лондон). Атмосферой полного покоя и непринужденного
движения отмечено известное полотно художника "Завтрак гребцов" (1881, Национальная
галерея искусств, собрание Филипса, Вашингтон), на котором особенно выделяется
очаровательная фигура молодой кокетливой женщины с собачкой на руках, будущей жены
художника.
|
Завтрак лодочников. 1881
Холст, масло, 129.5x172.7, Мемориальная галерея Филлипса, Вашингтон. (230KB)
|
В трудные времена О.Ренуар всегда чувствовал поддержку близких ему людей: своего
брата Эдмона, который являлся издателем журнала "Ла ви модерн", и владельца
еженедельника Жоржа Шарпантье. В его доме О.Ренуар познакомился с Э.Золя, братьями
Гонкур и Ги де Мопассаном. Большой теплотой и глубокой человеческой симпатией
пронизаны портреты жены и дочерей Ж. Шарпантье ("Портрет мадам Шарпантье", 1877,
Музей Орсэ, Париж).
|
На террасе. 1881
Холст, масло, 100.5x81, Институт искусств, Чикаго. (211KB)
|
Портреты О.Ренуара не отличаются сложным внутренним психологизмом, присущим его
предшественникам, но особое очарование придает им ощущение сиюминутности происходящего
("Портрет Клода Моне", 1872, частное собрание; "Портрет Клода Моне за чтением",
1872, Музей Мармоттан, Париж; "Читающая женщина", 1875, Музей Орсэ, Париж; "В
мастерской на улице Сен Жорж", 1876, частное собрание). Беззаботной жизнерадостностью
и восхитительной легкостью веет от женских и детских портретов О.Ренуара ("Девочка
с лейкой"; "Портрет мадам Анрио", 1876 - оба в Национальной галерее искусств,
Вашингтон; "Обнаженная", 1876, ГМИИ, Москва; "На террасе", 1881, Художественный
институт, Чикаго; "Молодая женщина", 1900, частное собрание). Погрудный портрет
актрисы Самари (1877, ГМИИ, Москва) завораживает жизнерадостностью колорита, искристой
игрой, создаваемой мазками розового цвета. Холодное мерцание голубовато-зеленого
платья изысканно сочетается с рыжевато-каштановым цветом волос, внимательно, с
чуть заметной лукавинкой смотрят на зрителя сияющие темно-синие глаза молодой
женщины.
|
Портрет актрисы Жанны Самари. 1877
Холст, масло, 56x47, ГМИИ им. А.С.Пушкина, Москва. (145KB)
|
В определенной степени переходной можно назвать его картину "Девушка с веером"
(ок. 1881, Эрмитаж, Санкт-Петербург), написанную в более холодной и изысканно
формальной красочной гамме, характерной для позднего, так называемого "энгровского"
периода творчества О.Ренуара. С этим обстоятельством связаны и резко очерченный
контур, и строгая композиция, и более локальная трактовка цвета, и тонкая игра с
ритмическими повторами (полукружие веера перекликается с полукруглой спинкой кресла
и покатыми плечами девушки).
В самом начале 1880-х гг. он совершает путешествия в Алжир и Гернси, а в 1882 гг.
вместе со своей молодой женой Алиной Шарига уезжает в Италию, где на него большое
впечатление производят работы итальянских мастеров.
|
Палаццо дожей. Венеция. 1881
Холст, масло, Институт Стёрлинга и Фрэнсин Кларк, Вильямстаун. (204KB)
|
Впитав в себя лучезарную красоту Средиземноморья, О.Ренуар воплотил ее в восхитительных,
завораживающих своей откровенной чувственностью образах обнаженных моделей. Пленительная
красота плавных изгибов тела, шелковистость и прозрачная нежность кожи подчеркнуты
тщательно выстроенной композицией и удивительно нежной цветовой гаммой ("Купальщица",
1882, частное собрание; "Большие купальщицы", 1884-1887, Музей искусств, Филадельфия).
|
Купальщицы, декоративный эскиз. 1887
Холст, масло, 115x170, Музей изобразительных искусств, Филадельфия. (223KB)
|
В 1903 г. О.Ренуар, страдающий артритом, переезжает на юг Франции в свою виллу
"Колетт" в Кань-сюр-мер. Болезнь прогрессирует, паралич поражает ноги и руки
художника, но О. Ренуар не сдается и продолжает рисовать, привязывая кисть к руке.
Занятия любимым делом помогают сохранить ему оптимизм и не терять присутствие духа
до самых последних дней его жизни.
Литература:
Воллар А. Ренуар. Пер. с франц. Л., 1934.
Ренуар Ж.О. Ренуар. Пер. с франц. М, 1970.
Перрюшо А. Жизнь Ренуара. Пер. с франц. М., 1979.
по материалам книги
"Энциклопедия импрессионизма и постимпрессионизма"
Составитель Т.Г.Петровец
Издательство "ОЛМА-ПРЕСС", 2001. ISBN 5-224-01004-7
Список художников
Галерея Пьера Огюста Ренуара